- Сообщения
- 4.001
- Реакции
- 4.720
Своей чрезмерной жестокостью и экстравагантным поведением многие русские самодержцы снискали славу людей, подписавших договор с дьяволом. Особенно это было распространено в Средние века, когда любого могли заподозрить в одержимости бесами или колдовстве.
Одним из первых царей, снискавших дурную славу, стал Иван Грозный.
Первая половина правления Ивана IV была посвящена внедрению целого ряда реформ, а русский народ всегда отчаянно сопротивлялся любым нововведениям и даже боялся их.
Иван Грозный сосредоточил всю власть в своих руках, отодвинув на задний план бояр, и провел судебную и земскую реформы, после которых крестьяне стали еще более закрепощенными.
Царь постоянно окружал себя разного рода магами, колдунами, скоморохами, астрологами и алхимиками. Одно время правой рукой царя был некий голландец Елисей Бомелий, которого бояре считали воплощением дьявола.
Главным увлечение Бомелия было производство ядов, в котором он достиг такого искусства, что с точностью мог предугадать день и час смерти жертвы, принявшей его зелье.
Другими «сильными» сторонами голландца было знание астрологии и черной магии. Елисей бахвалился, что может с помощью заговоров вызывать стихийные бедствия, пожары и голод.
Бояре боялись «злого волхва Бомелия» куда сильнее, чем самого Иоанна Васильевича. Они же его и «подставили» - когда Грозный ходил наводить порядок в Новгород, ему поступил донос о том, что голландец готовит политический заговор против царя.
Никакого суда не было, Елисея сначала вздернули на дыбе, а потом мучительно казнили, поджарив на огне, и бояре с облегчение выдохнули.
Правда, потом они с ужасом осознали, что дух голландца вселился в самого царя. Это сказалось не только на его поступках, но и на его внешности. Грозный очень резко постарел, похудел и сделался невероятно похож на казненного Бомелия.
Другой русский придворный, хитрый, острожный и очень умный Борис Годунов подозревался в убийстве «помазанника Божия».
При дворе и в народе упорно распространялись слухи о том, что Иван IV был задушен, а в последние минуты жизни рядом с ним находился именно Годунов, что и бросало на него тень.
При царе Федоре Иоанновиче он фактически выполнял функции правителя. В своем окружении Годунов делал ставку на колдунов и магов, а еще неимоверно увлекался вызовом магических сущостей. Он даже писал английской королеве Елизавете I, чтобы та прислала ему в качестве лейб-медика знаменитого Джона Ди, который был известен всей Европы тем, что регулярно вызывал демонов и консультировался с ними по вопросам алхимии.
Правда, английская королева не отпустила Джона Ди. Только при Михаиле Романове в Россию в качестве царского лекаря и наставника по алхимии приедет его сын, но это совсем другая история.
А народ и без английского колдуна знал об увлечениях Годунова и считал, что голод, лютовавший в стране, был наказанием Всевышнего за связи Бориски с сатаной.
Самозванец, именовавший себя «Императором Димитрием», многим пришелся не по вкусу русскому народу.
Сами его ничем не подтвержденные претензии на царский трон, тесные связи с зарубежными вельможами, раскол, который Лжедмитрий внес в общество, а самое главное, принятие им католицизма – все это было, по мнению православных россиян, признаком контакта с нечистой силой.
Ходили упорные слухи, что Лжедмитрий водился с саамским колдунами, которые считались самыми сильными в Европе.
Якобы те научили самозванца воскресать из мертвых, и он воспользовался этим знанием после того, как его растерзали заговорщики, чтобы явится в образе Лжедмитрия II.
Царь Алексей Михайлович отличился тем, что развернул войну со святейшим патриархом Никоном. Тот хотел установить в России главенство церкви, но самодержцу эта идея совсем не нравилась.
В итоге Алексей Михайлович даже перестал ходить на богослужения. Результатом этой войны стала церковная реформа 1666-1667 годов, после которой граждане поделились на «истинно верующих» и старообрядцев (или раскольников).
Все, кто предпочитал служить Богу по-прежнему, по старинке, были убеждены, что царь Алексей связался с дьяволом и считали его антихристом.
Антихристом считали и Петра I, который давал для этого немало поводов. Царь приказывал своим подчиненным брить бороды и носить заморский кафтан, что по понятию православного русского человека было равносильно кощунству и ереси.
После путешествия (Великого посольства) Петра в Европу его и вовсе стали считать подмененным.
Милосердием этот самодержец тоже не славился, поэтому многие считали его наперсником Сатаны.
Но дело не только в слухах. Петр I, практически не таясь, сам стремился выйти на контакт с нечистой силой. В Сухаревской башне регулярно проходили тайные заседания некоего общества Нептуна, председателем которого был Лефорт, а первым надзирателем - Петр I.
История скрыла от нас происхождение и истинную цель этого тайного общества. Однако в народе ходила молва, будто там хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и «после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями».