- Сообщения
- 3.968
- Реакции
- 4.715
Страшные эпохи дарят исторической науке страшные имена. Кровавый Малюта Скуратов, главный палач Ивана Грозного, как раз один из таких персонажей.
Его имя часто упоминается рядом с именем царя, которому он служил, будучи предводителем царских опричников. Но, как ни странно, место захоронения этого страшного человека точно не известно. Есть версия, что его могила находится в самом центре Москвы.
Палач Ивана Грозного Григорий Скуратов-Бельский (таково было настоящее имя этого человека) принадлежал к старинному знатному роду. Он был родственником удельных князей Бельских, перешедших из Литвы в Россию вместе со своими владениями в конце пятнадцатого века.
Малюта это не имя, а прозвище. Он получил его потому, что у его отца Лукьяна было два сына Григория, старший и младший, или, как говорили в то время, большой и малый. Григорий-Малюта и был младшим из двух Григориев.
Малюта Скуратов родился, как предполагают, в 1541 году. Он начал службу с самых низших чинов, так называемых детей боярских, и с 1558 года участвовал в войне с Ливонией.
Воевал он смело, поэтому уверенно поднимался по карьерной лестнице и в 1567 году был принят в государеву Опричнину.
В 1569 году Скуратов был приближен к царю и назначен на важную должность – стал начальником опричного политического сыска. Его первым делом на этом посту стал арест и составление обвинительного заключения против двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Андреевича, обвинявшегося в подготовке захвата власти.
Согласно летописным источникам, на совести Малюты также лежит убийство митрополита Московского Филиппа, выступавшего против опричнины.
По приказу царя Скуратов-Бельский собственноручно задушил священника, поскольку такое важное дело лучше было никому не перепоручать.
Те же летописи утверждают, что в подземных темницах под своим подворьем царский палач устроил пыточные камеры и регулярно заживо замуровывал в их стенах людей.
Известно, что Малюта Скуратов погиб 1 января 1573 года при штурме шведской крепости Вейсенштейн.
Иван Грозный жестоко отомстил за смерть Малюты не только гарнизону крепости (которую русские взяли в тот же день), но и населению края - в Вейсенштейне укрылось, кроме горожан, много крестьян из окрестных сёл.
В живых Грозный осталось ни одного человека. А командира гарнизона Ханса Бойе, взятого в плен, русский царь приказал зажарить живьём и лично наблюдал за его мучительной смертью.
Существуют многочисленные свидетельства современников о том, что тело его после смерти по приказу Ивана Грозного было отвезено в Иосифо-Волоцкий монастырь (ныне село Теряево Волоколамского района Подмосковья), где уже находилось захоронение отца Малюты.
Предположительно, там его и похоронили, но до наших дней могила не сохранилась. А в 1932 году при рытье котлована под строительство Дворца Советов на месте снесенного Храма Христа Спасителя, на глубине 5-6 метров под зданием бывшей церкви Похвалы Богородице, обнаружили склеп, в котором находилась надгробная плита с надписью: «Здесь погребен Малюта Скуратов, 1573 год».
Он был послом в Польше, и в результате интриг царедворцев казнили его по обвинению в государственной измене, после чего Иван Грозный пожаловал палаты своему главному опричнику.
Если храм Похвалы Богородице был домовой церковью Скуратовых, то логично предположить, что и фамильный склеп находился именно там, тем более что на это указывает найденная могильная плита.
Но, во-первых, нигде не упоминается о том, что Малюта Скуратов был похоронен в фамильном склепе. Во-вторых, нет никаких доказательств того, что этот склеп действительно существовал. Так, там не было найдено никаких останков – ни самого Малюты, ни кого-либо еще.
Зато под скуратовскими палатами нашли закованный в цепи скелет. Почему-то и по сей день многие считают, что он принадлежит самому Малюте. Хотя достоверно известно, что он погиб в бою, а не сгнил в подземной темнице. Да и надгробие, судя по всему, было найдено совсем в другом конце подземелья.
Сегодня московские диггеры находят под Берсеневской набережной лазы, ведущие в подземелья с грудами черепов и закованных в цепи скелетов. Находили, по слухам, и пыточные инструменты – изъеденные ржавчиной кандалы, крюки и клещи.
В старинных документах он также фигурирует как церковь «у Государевых больших конюшен». Колымажный двор прежде назывался Конюшенным. Именно в этом храме, по преданию, Иван Грозный венчался с одной из своих жен.
Известно, что в 1627 году у церкви был погребен Дмитрий Скуратов, приходившийся правнуком Ивану Скуратову, родному брату Малюты. Поскольку один из приделов храма посвящен Григорию Декаполиту, историками было выдвинуто предположение, что сам Малюта Скуратов, настоящее имя которого было Григорий, принимал участие в строительстве церкви.
В «Росписном списке города Москвы» (1638 год) упоминается усадьба стольника Петра Скуратова, вплотную примыкавшая с востока к территории Антипьевского храма. Скорее всего, это также был потомок Малюты, прямой или по побочной линии.
Очень вероятно, что где-то здесь могут покоиться и останки самого Малюты. Но доказательств, то есть самих останков, опять-таки нет. И пока о месте захоронения главного опричника Малюты Скуратова ведутся жаркие споры, его официальной усыпальницей продолжает считаться Иосифо-Волоцкий монастырь.